Более 200 монет (в основном бронзовых), а также различные предметы из
золота, серебра и бронзы, ювелирные украшения и стеклянные сосуды
обнаружены на раскопках древней крепости Артезиан в Крыму. Богатые
жители города, осаждённого римлянами около двух тысяч лет тому назад,
пытались спастись в местной цитадели и спрятали там два клада.
Артизан площадью не менее 1,3 га входил в состав Боспорского царства, за которое в I веке сражались царь Митридат VIII, добивавшийся независимости от Рима, и его младший брат Котис I,
который видел гораздо больше смысла в том, чтобы оставаться сателлитом
мощной империи. Разумеется, Вечный город поддержал второго, и города,
которые контролировал Митридат, были преданы огню. Артизан пал в 45
году.
Как считает руководитель раскопок Николай Винокуров
из Московского педагогического государственного университета, горожане,
прятавшиеся в цитадели, знали, что обречены. Скорее всего, эти клады
были предсмертным приношением. Любопытно, что в обоих схронах находилось
по 55 монет митридатовой чеканки. Конечно, не исключено, что это
простое совпадение, но возможно и то, что именно такие суммы выдавали
тем, кто соглашался защищать царя.
Г-н Винокуров и его коллеги изучают Артезиан с 1989 года. Установлен
греческий характер местной культуры, хотя этнический состав населения
был смешанным. По-видимому, основную массу горожан составляли потомки
эллинов, переселившихся в Крым столетия назад в эпоху великой греческой
колонизации и вступивших в брак с местными красавицами и красавцами.
Греческим здесь было всё: язык, образование, архитектура, искусство,
религия. В одном из кладов найдены серебряная брошь, на которой
выгравировано изображение Афродиты, и золотые кольца с драгоценными
камнями, которые несут портреты Немесиды и Тюхе. Более того, в слое,
соответствующем времени сожжения цитадели, обнаружено множество
фрагментов терракотовых фигурок Деметры, Коры, Кибелы, Афродиты с
дельфином, Психеи и Эрота, девушки с приношениями, Гермеса, Аттиса,
пеших и верховых воинов, полуобнажённого юноши, а также миниатюрной ойнохойи и небольших кувшинчиков для возлияний.
Котис I восстановил разрушенный город, но эти предметы так и остались
лежать под землёй как символ отчаянной борьбы с растущей мощью Рима.
|